Хоровая студия «Тоника»
Хоровая студия «Тоника» была создана сентябре 1995 года на базе МОУ Лицей №1 города Всеволожск. С 2006 года студия является Образцовым детским коллективом. В 2019 году на базе МОУ СОШ №4 города Всеволожск педагогами студии был создан хоровой коллектив «Звонкие голоса». С сентября 2021 года в филиале начальной школы МОУ СОШ №4 на улице Шишканя начались хоровые занятия с учащимися начальных классов.
На данный момент в студии работает 11 человек:
- Михальская Татьяна Владимировна, художественный руководитель студии, хормейстер и педагог по классу фортепиано;
- Билибина Ольга Павловна, педагог по классу синтезатора и фортепиано;
- Викторова Наталья Ивановна, педагог по классу фортепиано;
- Воротникова Светлана Александровна, концертмейстер студии и педагог по классу фортепиано;
- Лавкова Елена Анатольевна, хормейстер студии;
- Веселов Вячеслав Вячеславович, педагог по классу аккордеона и баяна;
- Новикова Ольга Владимировна, педагог по классу фортепиано;
- Новиков Алексей Владимирович, педагог по классу гитары;
- Шаповалова Татьяна Васильевна, педагог по классу фортепиано;
- Куровская Анна Александровна, концертмейстер.
Обучение в студии включает в себя:
-вокально-хоровые занятия в трех возрастных группах: младший хор «Искорки», средний хор «Акварель», «Звонкие голоса», старший хор «Тоника». А так же вокальные ансамбли «Канцонетта» и «Канцона», обучение по классу сольного пения;
- теоретические занятия - сольфеджио;
- занятия по инструментальному музицированию – фортепиано, синтезатор, баян, аккордеон, гитара.
Активная и плодотворная работа педагогов способствует непрерывному развитию студии. Классический репертуар – неотъемлемая часть исполнительского творчества коллектива. Выступая перед различной аудиторией, коллектив даёт возможность познакомиться с прекрасными образцами русской и зарубежной музыки. Профессионализм коллектива не раз отмечался на областных и международных конкурсах, среди них:
2019-2020
Всероссийский конкурс «Путь к успеху»
Босова Лиза - лауреат 3 степени (фортепиано)
Всероссийский конкурс «Творцы и Хранители» -Флерова Даша – лауреат 3 степени(фортепиано)
- Миклина Ирина – лауреат 3 степени (фортепиано)
- Тимофеева Даша - дипломант. (фортепиано)
3й Международный конкурс «Мы великие артисты» Танова Есения – лауреат 3 степени (фортепиано)
2020- 2021.
Всероссийский конкурс «Россия-моя страна»
- Дуэт, Кокарева Юлия, Кокарева Анна - лауреаты 1 степени (фортепиано)
- Фортепиано, соло Матвеева Ольга - лауреат 2 степени (фортепиано)
Международный конкурс «Творцы и Хранители».
-Хрипина Вероника - лауреат 2 степени (фортепиано)
- Тимофеева Даша - лауреат 2 степени (фортепиано)
- Миклина Ира - лауреат 2 степени (фортепиано)
Международный конкурс «Творцы и хранители»
- Дуэт Шарандова Анастасия, Шарандова Надежда, лауреат 2 степени (фортепиано)
Девизом работы педагогов хоровой студии является мудрое изречение В. А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».
Результатом деятельности коллектива педагогов студии является создание образовательной программы хоровой студии «Тоника». Программа обучения в студии включает несколько блоков (хоровое пение, ансамблевое пение, сольное пение, сольфеджио, музыкальный инструмент на выбор), среди которых превалирующим является «Хоровое пение». Научить основам академического пения, развить детский голос на доступном для ребёнка материале – вот задачи, которые ставят перед собой педагоги студии. Обучение хоровому пению проходит в тесной взаимосвязи с другими блоками музыкального цикла (музыкальный инструмент, сольфеджио), что, несомненно, приносит пользу обучающимся, обогащая их познания, и педагогам, помогая достигнуть поставленных целей. В программе обучения учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности голоса ребёнка, его возрастные и индивидуальные характеристики.
Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающими мышечные и психологические зажимы. На протяжении всего курса обучения в хоровой студии прослеживается межпредметная связь. Синтез предметов помогает более целенаправленно и интенсивно развивать учащихся. Обучение в хоровой студии основывается на методиках ведущих педагогов Г. Струве, В. Емельянова, Н. Бергер, К. Гринштейн, Т. Смирновой, А. Иванова-Крамского.
Объединяющим началом межпредметной связи является методика Н. А. Бергер, которая помогает скорейшему освоению музыкальной грамоты. Теоретические знания элементов музыкального языка на занятиях сольфеджио закрепляются на практических занятиях хора и инструмента.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Главная задача педагога-музыканта, как хормейстера, так и преподавателя по классу любого музыкального инструмента, – в формировании и поддержании стойкого интереса детей к музыке, хоровому пению, желанию применять на практике полученные знания и умения в музицировании, в развитии музыкальных способностей, во внимании к воспитанию личности ребёнка средствами музыки, где концертно-исполнительская деятельность является результатом и составной частью процесса обучения, а не самоцелью.
Все учащиеся принимают активное участие в жизни студии и ДДЮТ: во всех праздниках, проводимых внутри коллектива студии, в отчётных концертах два раза в год, концертах класса, музыкальных лекториях, ежегодно выступают с концертами в детских садах города, МОУ «Лицей № 1», Домах культуры и различных площадках города Всеволожска, успешно участвуют в фестивалях и конкурсах различного уровня.
В студию принимаются дети в возрасте от 5 до 18 лет. Конкурсный отбор не проводится, но воспитанники проходят прослушивание и собеседование для выявления интересов ребёнка, уровня сформированности его музыкальных представлений. Обучающиеся, прошедшие полный курс программы хоровой студии «ТОНИКА», после её окончания получают свидетельства в соответствии с положением об аттестации обучающихся, принятом в учреждении, дающие возможность продолжить своё образование по профилю.
Одним из аспектов успешной реализации программы является:
- высокий профессиональный уровень педагогического коллектива, использование педагогами новейших авторских программ и методик, разработки и проведение занятий с учётом психофизиологических особенностей детей;
- взаимодействие педагогов и родителей, оказание консультативной помощи. Для работы с родителями предусматриваются:
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы по вопросам воспитания детей;
- совместные посещения концертных залов, театров;
- совместные творческие работы с детьми;
- работа с родительским комитетом по вопросам организации культурно-познавательных мероприятий и материально-технического оснащения.
Педагоги студии организовывали конкурсные поездки в Венгрию, Чехию, Францию, где обучающиеся студии показали высокий уровень хорового и инструментального исполнения, завоевав дипломы первых и вторых степеней. В поездках ребята не только участвовали в конкурсах, но и знакомились с культурным наследием разных стран.
В связи с тем, что учебный процесс обновляется и модернизируется, педагоги студии постоянно занимаются самосовершенствованием и самообразованием. Принимают участие в круглых столах, организованных Общероссийской федерацией искусств.
С 2017 года учащиеся студии принимают участие в концерте ко Дню учителя в Мариинском театре в составе сводного хора Ленинградской области.
С 2019 года учащиеся студии в составе сводного хора ДДЮТ принимают участие в концертах с Государственным оркестром русских народных инструментов «Метелица» под руководством Заслуженного артиста РФ И.М. Тонина: «Однажды в декабре» в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, «День Победы» на сцене городского парка «Песчанка» в городе Всеволожск.