Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»

телефоны:
8(81370) 25129 
8(81370) 29201
e – mail: vsv@lokos.net

Отдел экологии и краеведения

Руководитель: Захарова Светлана Петровна.
Адрес: 188641, Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. 1-я линия, дом 38
тел.: 8(81370)-25-129 
e – mail: zaharovasveta76@mail.ru

 

Положение о структурном подразделении Отдел экологии и краеведения

 

Отдел эколого-биологического образования, был основан 1989 в году, как юннатский. Основателями были Вишерская Лидия Геннадьевна, Козлов Геннадий Васильевич, Сорокина Зинаида Александровна. В рамках образовательного процесса реализуются дополнительные образовательные программы эколого–биологической, естественнонаучной, научно-технической и туристско-краеведческой направленностей. В отделе работает 18 педагогов, из них 11 совместителей. Основная деятельность отдела - это образование в области естествознания и краеведения, фото- и видео творчество на экологическую тематику. Главной целью работы отдела является приобретение обучающимися знаний и умений в области естествознания и краеведения, формирование экологической культуры как основы общей культуры, гуманистически целостных экологических, правовых, нравственных, эстетических и практических отношений к природе, к человеку, к обществу.

Одной из основных задач является создание условий по развитию познавательной и творческой активности обучающихся. Используемые формы и методы обучения помогают  учащимся осознать, что успех включает в себя и такие ценности, как: здоровье, демократия, возможность творчества, благоприятные условия окружающей среды и т.д.  Именно эти качества играют важную роль в достижении успеха как личного, так и коллективного. 

Педагоги отдела для решения поставленной задачи разработали три этапа - ступени развития личностного успеха в данных областях:

  • Первый этап – тематические занятия эколого-биологической, естественнонаучной и туристско-краеведческой направленностей;
  • Второй этап – обучение в кружках;
  • Третий этап – участие в проектной деятельности, работа над учебно-исследовательской работой.

Целью первой ступени развития личностного успеха является создание среды мотивационного выбора и серьезной пробы своей профессиональной занятости, социальной роли, предоставление исходных условий, определяющих ответственный и осознанный поиск  личностной карьеры, самоорганизация. На этой ступени воспитанникам отдела предлагаются разнообразные тематические занятия, которые знакомят учащихся с основами естествознания и краеведения. Разные типы занятий - теоретические и практические, исследовательские и творческие, «строгие» и игровые, как по содержанию, так и по форме, способствуют развитию разных способностей детей (физических и интеллектуальных, эмоциональных и духовных). Главная задача тематических занятий - расширение круга общения, привлечение детей своей эмоциональной  выразительностью, яркостью, динамичностью, прививание интереса к изучению природы и истории родного края. Таким образом,  занятия дают возможность стать более компетентным  в данном вопросе, что определенно способствует дальнейшему успеху.

Следующая ступень – непосредственные занятия в кружках. Целью этой ступени развития личностного успеха является помощь каждому усвоить общую цель работы и найти  в ней личностный смысл,  раскрыть значимость действий каждого для достижения общего результата и развития его личности, его личных успехов. Организовать совместную деятельность обучающихся в кружках из разных школ (системный подход) - один из самых сложных вопросов для решения. Учащиеся выявляют экологические проблемы во Всеволожском районе, придумывают темы для обсуждения на занятиях, темы экскурсий в музеях, привлекают к работе учащихся из других школ, распределяют между собой роли, обязанности. Школьники учатся культуре общения, навыкам совместной работы. Такие массовые проекты как «Школа Мулле», «Посвящение в экологи-туристы», «ЭкоПрактикум», «Экологическая игра по станциям» и другие помогают многим ребятам реализовать себя и свои возможности.

Пройдя   этап тематических занятий, занимаясь в каком-либо кружке отдела, ребенок уже психологически готов к индивидуальной учебно-исследовательской или проектной деятельности. Это завершающая ступень в развитии личностного успеха учащегося. Обучение через исследование – девиз российского способа подготовки будущих ученых. Перед учащимся стоит немало важных вопросов, которые он должен решать. Это и выбор темы, сбор и обработка данных, переработка научной литературы, написание работы и ее защита  на конференциях  и олимпиадах различных уровней.  Общение с другими  юными исследователями, научными руководителями высших учебных заведений, профессионалами данного направления помогает им в этом. Все это разнообразие и богатство окружающей ребенка социокультурной среды способствует эффективности интеллектуальной деятельности.

Однако, для достижения цели, возможно и отклонение от поэтапной реализации цели и задач отдела. Попав в кружок, ребята сразу же направлены на освоение основ исследовательской деятельности в сфере экологии и краеведения.

Научно-исследовательская деятельность школьников не возможна без руководства со стороны ученых. Поэтому отдел тесно сотрудничает с такими организациями как: СПбГУ, Гидрометеорологический университет, педагогический университет им. Герцена, ВИР, Лесотехническая Академия им. Кирова, областной Пушкинский педагогический университет, государственный музей-усадьба «Приютино», Всеволожский отдел Культуры при Администрации «Всеволожский муниципальный район», ГБОУ ДОД «Ладога», центры дополнительного образования детей г. Санкт-петербурга (в особенности, с ЭБЦ «Крестовский остров») и многими другими. Кроме того, исследовательская деятельность невозможна без полевых работ, экскурсий и экспедиций, проводимых также совместно с научными сотрудниками и преподавателями вышеперечисленных организаций.

Отдел проводит свою работу не только на локальном (внутри учреждения), но и муниципальном и региональном уровнях. Для учащихся школ Всеволожского района отдел организует конкурсы по естествознанию и краеведению с 2008 года. Наиболее значимые победы ребят в отделе – звания лауреатов международных и российских конкурсов по биологии, флористике, краеведению, лауреатов Премии Президента РФ по поддержке талантливой молодежи в рамках Национального приоритетного проекта «Образование», победители и призеры различных российских и межрегиональных олимпиад по биологии, экологии, химии, краеведению.

Детские объединения отдела:

Обучающиеся старших классов Лицея №1 г. Всеволожска занимаются по программе Яськовой С.И. «За страницами учебника биологии», а в Новодевяткинской школе (программы «Экология растений» «Экология животных», «Экология человека») – Лукинская О.В. (детское объединение «Геоэкология»). Эти кружки позволяют выпускникам школ Всеволожского района ежегодно поступать в высшие учебные заведения биологической направленности. Особо стоит отметить вклад Ольги Валентиновны Лукинской в развитие исследовательской деятельности учащихся. Научно-исследовательские работы ребят под руководством Ольги Валентиновны не раз становились победителями и призерами всевозможных конкурсов.

Эколого – краеведческий клуб «Росток» работает на базе МОУ СОШ № 3 г. Всеволожска, руководитель Вейко Екатерина Вадимовна. Клуб объединил многих детей в возрасте от 13 до 16 лет, для которых педагогом созданы условия, способствующие их полному творческому раскрытию. Ребята успешно изучают основы экологии и краеведения, о чем свидетельствуют их выступления на конференциях и олимпиадах. Ею ежегодно организуются экспедиции в различные районы Ленинградской области – от Валаама до Кавказских гор. По материалам экспедиций ребята оформляют исследовательские работы, с которыми успешно выступают на конференциях и олимпиадах разного уровня.

Экологический кружок «Экология животных». Занятия проводятся на базе ДДЮТ, руководитель - Шония Людмила Максимовна. Педагог создает условия для всестороннего личностного развития подростков 12-15 лет с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Помогает ребятам изучить в увлекательной форме представителей животного мира и их индивидуальные особенности. Педагог организует интересные и информативные экскурсии в различные музеи Ленинградской области и Санкт-Петербурга на природу.

Кружок флористики, руководитель Богуля Нина Алексеевна, занимается по программе эколого – биологического направления «Волшебница флора» - рассчитанная на детей 7 – 15 лет. Работает на базах: МОУ Колтушская СОШ и в Православном центре п. Колтуши. Педагог учит детей выполнять творческие работы из природного материала, прививает учащимся любовь к природе, дает им знания о компонентах природы и правилах экологически грамотного отношения к ней. Педагог с воспитанниками участвует в конкурсах различного уровня.

Детское объединение «Школа наук», программа по химии. Возраст детей занимающихся в кружках – 13 – 17 лет, реализуется педагогами Сулаймановой Н.В. и Гребенщиковой В.И. на базе МОУ СОШ № 4 и Лицея № 1, соответственно. Педагоги формируют интерес учащихся к интеллектуальной, научной деятельности, решению задач повышенного уровня сложности. Воспитанники узнают о новейших достижениях в области химии. Занятия проходят в лекционно – семинарской форме, ребята выполняют лабораторные и практические работы.

«Природное наследие Ленинградской области», программа рассчитанная на детей 7 – 15 лет. Ребята занимаются на базе школьной оранжерее МОУ СОШ № 6 г. Всеволожска, выезжают на экскурсии по Ленинградской области. По материалам экскурсий и выездов ребята оформляют исследовательские работы, с которыми выступают на конференциях и олимпиадах различного уровня. Педагогом также ежегодно организуются выезды на особо охраняемые природные территории Ленинградской области.

Детское объединение «Вартемягская природная школа». «Природная школа» была организована в 1990 году Галиной Васильевной Тишиной на базе бывшей Вартемягской средней школы, ныне это филиал Агалатовской средней школы. Детское объединение функционировало почти 20 лет. Воспитанники школы не только получают знания о природе через игровую форму, но и воспитываются в коллективе. В рамках деятельности этой организации работает анимационная студия «Экология в мультфильмах». В объединении работает сплочённый коллектив единомышленников, воплощавший в жизнь идеи Вальдорфской педагогики. На начальной ступени обучения воспитанники получают дополнительное образование по программе «Я познаю мир. Школа Мулле», обучение по которой проводят Е. В. Петрушенко, И. Н. Полякова, Терентьева В.В.. Они используют шведскую методику проведения игровых занятий метапредметного уровня. В парке-усадьбе графа Шувалова действует экологическая тропа, разработанная школьниками и педагогами. Здесь происходит обучение старшеклассниками школьников начальных классов. Организация уделяла большое внимание созданию условий для формирования чувства патриотизма посредством сохранения природной среды, памятников природы и культуры.

Не мало значения уделяется и гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей в отделе. Ребята, занимающиеся краеведением, также успешно представляют район на всевозможных олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Отдел курирует работу следующих школьных краеведческих музеев:

  1. «Лицей№1»г. Всеволожска, рук-ль Косолапова А.Н.,
  2. МОБУ «СОШ п.им. Морозова», рук-ль Авакумова Е.П.
  3. МОБУ «Дубровская СОШ», рук-ль Соколова С.Б.
  4. МОБУ «Романовская СОШ», рук-ль Наумова З.Н.
  5. МОБУ «Агалатовская СОШ», рук-ль Полякова И.Н,
  6. МОБУ «Щегловская СОШ», рук-ль Смелова З.И.