Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»

телефоны:
8(81370) 25129 
8(81370) 29201
8(81370) 38-144 
e – mail: ddut@vsevobr.ru

Театр без границ

23 Ноября 2018

«Победителю конкурса детских любительских театров Ленинградской области в рамках VII Международного фестиваля «Театр без границ» – эту формулировку на полученном Дипломе I степени участники Образцового детского коллектива «Театральная студия «Люди и куклы» изучали долго, произносили вслух и раз за разом удивлялись и удивлялись.  

Первый раз первое место запоминается, тем более что шли к нему ребята несколько лет. Были победные места, но завоёвывались они вместе со старшей группой. А сейчас они одни…  

«Нет, не одни, – поправляю тут же сами себя, – мы были с куклами, мы вместе старались»! 

Почти три года шла подготовка спектакля по доброй предновогодней сказке эстонского драматурга Калью Кангура «Тимбу-Лимбу, её придворные и мельники-снеговики».  

Тысячи эскизов, нарисованных педагогом студии Наталией Александровной Борзенко и детьми во время занятий, дома, на черновиках в школе. Из этих эскизов постепенно стал вырисовываться замок с остроконечными вершинами, мельница, занавес, да и сами герои с очень непонятными именами, выученными вначале, как скороговорки. Учёный Пимпельсанг, ведьма Стратапутра, кукла-неваляшка Тору-Лору, заводная собачка Муки, механическая кукла Требла, негритёнок Памба, мельники-снеговики Оку, Току и Коку. 

Рисовали, раскрашивали, склеивали, скрепляли все вместе во время занятий. Особенно удалась наша ШИРМА. Она получилась двухсторонняя: с одной стороны – выполненные методом аппликации по ткани персонажи, а вот обратная сторона – это прибалтийский настенный коврик, выполненный плетением тоненьких веток берёзы и непосредственно бересты. Сама ширма издавала лесной запах, к которому принюхивались зрители первых рядов и улыбались, – живое! 

Нарисованные ребятами эскизы кукол «оживали» прямо во время занятий, учились «ходить», «приседать», «спорить», и даже «падать в обморок»! Смешной Медвежонок научился так заразительно зевать с помощью своего кукловода – Вероники Пармет, что в зале абсолютно на всех наваливалась зевота. А отчаянный «лай» кукольной собачки Муки, опять-таки оживлённой Вероникой, заставляли детей после спектакля проверять кулисы – неужели там нет настоящей собаки?! Члены жюри отметили работу Вероники отдельным Дипломом! 

Бойкая, смешливая Аня Казакова вдруг заговорила неторопливым, задумчивым басом учёного Пимпельсанга. Луиза Хорошилова очень долго примерялась к голосу делового негритёнка Памбы. А Ниночке Крыловой пришлось почти весь спектакль плакать и капризничать, ведь её подопечный – малыш-неваляшка Тору-Лору всё время хныкал! 

На передовой линии сцены весь спектакль находились ведущие – рассказчики сказки, Илья Гринчевский и Маша Осаульчик. Им выпала непростая работа – рассказывать сказку и незаметно менять декорации. 

Нелегко пришлось и Даше Копыловой – у неё в руках «оживали» сразу три персонажа:  хитрая Сорока-трескунья, механическая кукла Требла, говорящая, как робот, а ещё – фыркающий, немного шепелявящий Ёжик. За работу с этой компанией Даша получила индивидуальный Диплом!  

Также отдельным Дипломом был поощрён Юрий Михайлов, сыгравший помпезную ведьму Стратапутру. От страха забыв свой текст, Юра настолько свободно стал импровизировать, что смеялись и на сцене, и в зале. А Юрина Стратапутра кружила по площадке совершенно счастливая новым прочтением её образа. 

Но я возвращаюсь к теме про первое место! 

Работа действительно была проделана огромная. Мы перечитали тысячи эстонских сказок, не меньше прослушали эстонских песен. Узнали о народном костюме и народных танцах Эстонии! Мне кажется, что и общаться мы стали немного медленнее обычного. А если серьёзно, то по придуманным эскизам костюмером студии Ириной Викторовной Сафоновой были сшиты оригинальные сценические костюмы, оформленные вязаной тесьмой, которую изготавливали и родители, и дети. Этой же тесьмой были украшены волшебные сани, часть декораций, они же были вплетены в косички участниц спектакля. Хореограф студии Алексей Сергеевич Шпилевой, мысленно перетанцевав несколько эстонских полек, выбрал подходящие па, чтобы получился не просто танец, а обыгрывание начала спектакля, открытия занавеса, выход-представление кукол и такой же выразительный танцевальный финал – уход со сцены!  

Ниночка Крылова нарисовала эскиз театральной программки, с указанием всех действующих лиц, на основе которого дизайнер Дворца Елизавета Евгеньевна Метлинова сделала настоящую программку, которую перед началом спектакля обычно представляют членам жюри. 

Ксении Турецкой досталась роль куклы Тимбу-Лимбу, поющей и танцующей. А в начале представления у неё одной получился театральный рэп-скороговорка на стихи Юнны Мориц о растущих крыльях за спиной детей и о том, как их трудно носить, и ещё труднее сохранить в нашей непростой жизни. 

Во время первых настоящих гастролей с этим спектаклем студия получила номинацию «Самый музыкальный спектакль фестиваля». 

С музыкальным сопровождением спектакля очень помогла Елена Рудольфовна Барышникова, концертмейстер хоровой студии «Гармония» нашего ДДЮТ. Именно она подобрала эстонские музыкальные фрагменты, которые легли на поэтические тексты. 

Наши первые гастроли на Фестиваль театров кукол проходили весной в г. Сланцы. Домой ребята приехали вдохновлённые и продолжили работу над спектаклем. И вот ноябрь, Кингисепп, и снова «ожили» наши куклы! В зале – яблоку негде упасть, просцениум, и тот заполнен сидящими прямо на полу детьми. Билеты просто дорисовывали на месте, такой аншлаг! 

 За звуковым пультом также участница нашего коллектива – Влада Могильниченко, следящая за уровнем звука, сменяющимися семнадцатью треками в звуковой партитуре спектакля и управляющая «зеркальным» шаром. Все в работе! 

  К этому выступлению мы «довязали» лесные дорожки, появились тёплые вязаные кусты, над сценой поднялось ажурное, вывязанное из тончайших нитей, солнышко.  

После спектакля члены жюри примчались в нашу гримёрку: «Дайте поближе рассмотреть кукол! Мы видели много разных хороших кукол, но таких «детских», очаровательных, наивных, простых – нигде! Кто вам их делал?» И дети растерялись, недоумённо глядя на меня: «Мы сами их и делали». И дальше, распределясь по персонажам, члены жюри получали детский мастер-класс по вождению их – сделанных своими руками, вылепленных, сшитых, оживших кукол. 

Устали? Очень! 

Но посмотрели всё! И мастер-класс по работе белорусской батлейке (аналогу русского вертепного театра), и мастер-класс волшебного рисования светом на тёмном экране. Участвовали в игротеке, смотрели спектакли других участников, а всего было пятнадцать коллективов! Вышли на улицу, направляясь на ужин, а там – огромными хлопьями валит снег! Снег, который так ждали все куклы в  нашей сказке. Чудеса, да и только!  

Пушистый снег сопровождал нас всю дорогу, убаюкивая уставших и счастливых ребят, заснувших с улыбками прямо в креслах сидячего вагона поезда «Таллинн – Санкт-Петербург».  

Первое место! Победа! И хороший, добрый спектакль про маленьких кукол «Тимбу-Лимбу, её придворных и мельников-снеговиков»! 

Диана Юрьевна Могильниченко