Семинар Всероссийского центра развития в "Ладоге"
30 Сентября 2019
27 сентября 2019 года в стенах регионального модельного центра Ленинградской области, которым является ГБУ ДО "Центр "Ладога", коллегами Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий" был проведен семинар на злободневные и животрепещущие темы для руководящих и педагогических работников системы дополнительного образования нашего региона. Несмотря на идущие полным ходом ремонтные работы внутри здания, создающие определенные неудобства, в актовом зале собралась достаточно представительная аудитория. Всеволожский муниципальный модельный центр (МБОУДО ДДЮТ Всеволожского района) представляла целая делегация, в её составе руководители отделов Алексеева Л. М., Маркович О. Г., методист Битюцкая О. П., руководители детских образцовых коллективов и педагоги дополнительного образования художественной направленности.
На стратегической сессии "Механизмы обновления содержания и технологии дополнительного образования художественной направленности в условиях перехода к целевой региональной модели дополнительного образования детей" ведущие семинара Гончарова Оксана Валерьевна, директор ФГБУК "ВЦХТ", и Львова Лариса Семеновна, заместитель директора по научно-методической работе ФГБУК "ВЦХТ", в своих выступлениях познакомили с опытом работы федерального ресурсного центра, организаций дополнительного образования города Москвы и Московской области в рамках реализации приоритетных задач федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", раскрыли ключевые векторы развития дополнительного образования до 2024 года. Слушатели семинара получили ответы, подтвержденные внушительными статистическими данными, на вопросы:
Связываем ли мы дополнительное образование сегодня с показателями экономического роста ближайшего завтра? с ориентацией на опережающий рынок труда квалификаций и компетенций? с формированием человеческого капитала? с компетенциями и навыками, которые будут востребованы в скором будущем? с оценкой собственных дефицитов и барьеров?
Знаем ли мы поколение Z, что нас объединяет и разъединяет?
Достаточно ли профессиональных компетенций педагогов для трансформации новых практик программно-методических кейсов Всероссийских конкурсов:
–Конкурс методических разработок "Панорама методических кейсов дополнительного образования художественной направленности с международным участием организаций дополнительного образования и педагогических работников";
– Конкурс педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям";
– конкурс художественного творчества обучающихся с использованием цифровых технологий "Art-future-skills"(художественные навыки будущего)
В чем заключается переход от педагога дополнительного образования к педагогу дополнительного образования детей и взрослых?
Что такое педагогические компетенции и педагогическое мастерство?
В чем заключается педагогическое наставничество и горизонтальное менторство?
Каковы новые инструменты профессионального развития?
Целевая модель (матрица) развития региональных систем дополнительного образования детей является обязательной для всех образовательных организаций. Её цель заключается в создании условий с выходом на пространство профессиональной ориентации. На этой основе построена деятельность организаций дополнительного образования не только Москвы, но и Санкт-Петербурга. Представленный на семинаре опыт москвичей очень интересен, но носит рекомендательный характер. Познакомиться с ним ближе можно на вебинарах ФГБУК "ВЦХТ" открытого доступа. В заключение стратегической сессии внимание аудитории было обращено на триединство современного дополнительного образования детей художественной направленности, которое строится на нормативно-правовых рамках, логиках трансформации и тактиках обновления.
Проектно-аналитическая сессия семинара была посвящена двум темам: "Обновление содержания и технологий дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности и использование современных медиа-технологий в работе по программам художественной направленности», «Методический кейс как франшиза методического сопровождения образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования». Директор ГБНОУ "Академия цифровых технологий" Ковалев Дмитрий Сергеевич рассказал о новых проектах, образовательных практиках и результатах в сфере дополнительного образования детей города Санкт-Петербурга. Его выступление поразило участников семинара не столько научностью, наглядностью, четкостью и порядком, сколько масштабностью и содержанием деятельности коллектива академии.
Ведущие семинара Гончарова Оксана Валерьевна и Львова Лариса Семеновна презентовали инновационные модели Всероссийских конкурсов: Конкурс художественного творчества обучающихся с использованием цифровых технологий "Art-future-skills" и Конкурс методических разработок "Панорама методических кейсов дополнительного образования художественной направленности с международным участием организаций дополнительного образования и педагогических работников".
Заместитель директора ГБУДО "ДДЮТ Выборгского района" Санкт-Петербурга и сетевой методист-эксперт ФГБУК "ВЦХТ" Степанюченкова Наталья Евгеньевна на примере цифрового УМК к эколого-биологическим программам дополнительного образования рассказала о методическом кейсе как франшизе методического сопровождения образовательной деятельности, показала как все три части методического кейса (вариативная и инвариантная части, планирование и результативность) прекрасно корелируют. В заключение своего выступления она пригласила всех желающих на открытую презентацию методического кейса 10 октября 2019 года на официальном сайте ГБУДО "ДДЮТ Выборгского района".
Семинар завершился обсуждением вопросов, возникших в ходе семинара и в практике на местах. Особо было подчеркнуто, что «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ», выпущенные в 2015 году, утратили силу. Были заданы вопросы по разноуровневым программам. Дополнительные разноуровневые программы могут быть различных вариантов: одна программа соответствует одному уровню, как правило, и в одной программе предусмотрено 3 уровня развития, как образовательный бренд территории. Список особых статусных дополнительных образовательных программ детских образцовых коллективов каждый муниципалитет получит в скором будущем, если такие программы своевременно были заявлены и сданы на экспертизу. В открытом микрофоне активное участие приняли директора организаций дополнительного образования Ленинградской области.
Битюцкая О. П.