Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»

телефоны:
8(81370) 25129 
8(81370) 29201
8(81370) 38-144 
e – mail: ddut@vsevobr.ru

Литературный багаж

26 Апреля 2018

Конкурс творческих проектов школьников «Литературный багаж» проводился Государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования (СПб АППО) с сентября 2017 года по май 2018 года в несколько этапов.

Инициатором и организатором конкурса являлась кафедра культурологического образования СПб АППО при поддержке кафедры филологического образования СПб АППО.Конкурс направлен на создание условий для развития читательских компетенций учащихся общеобразовательных организаций, на формирование опыта постижения детьми смыслов литературных произведений в процессе исследования предметного мира литературы в музейных коллекциях.
Итог конкурса – передвижные выставки творческих работ школьников, которые будут представлены в музеях и образовательных организациях Санкт-Петербурга, на различных мероприятиях городского и районного уровней, посвящённых чтению.

Первый этап включал в себя создание проектной команды; выбор объекта исследования; получение методических материалов от музеев, оказывающих поддержку проектным командам.Второй этап предполагал исследование литературного произведения в образовательной организации, музее, городском пространстве и т.д.; работа над созданием творческой работы – коллекции.Третий этап предусматривал оформление творческой работы в виде «багажа»; создание пояснительной записки, проведение фото- и видеосъёмки творческой работы; передача творческой работы в музей и Оргкомитет. И, наконец, четвёртый этапвключает в себя оценивание творческих работ; подведение итогов конкурса; презентации, выставки коллекций на различных общегородских и музейных мероприятиях.

Обязательным требованием ко всем творческим работам – коллекциям, представленным на конкурс, должна являться связь с музеем, расположенным как в Санкт-Петербурге, так и в любом другом регионе мира.Для работы всем участникам было предложено самостоятельно выбрать тему и музей: Всероссийский музей А.С.Пушкина, Российский этнографический музей, Музей-квартира А.А.Блока,Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Музей Ф.М.Достоевского, Музей «Станционного смотрителя»,«Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова», «Усадьба Г.Р.Державина», Музей-усадьба Приютино. Крайний из перечисленных музеев и был выбран объектом изучения воспитанниками студии «Люди и куклы». И работа закипела!

Старшая группа– это выпускники, занимающиеся уже восьмой или девятый год. Первым делом ребята посетили музей и были погружены куратором – Татьяной Владимировной Ильиной, работающей в музее, в невероятную атмосферу уюта, созданного хозяином усадьбы для своих именитых гостей из Санкт-Петербурга в 1828 году. Именно этот год стал для студийцев-конкурсантов предметом всестороннего изучения и исследования. Тема нашего «багажа»– «Любовная лирика А.С.Пушкина, посвящённая Анне Олениной, младшей дочери хозяина усадьбы».

Застольный период в работе – это сбор литературного материала, обсуждение сценарного хода, сюжета театрализованной защиты, формы и стиля художественного оформления «багажа». Почти сразу после посещения музея было принято решение о создании кукол-марионеток – А.С. Пушкина, Анны Олениной и И.А.Крылова, человека очень близкого к семье Олениных.Формой«багажа»решено выбрать книгу-ширму «Приют для добрых душ». Всю работу по художественному оформлению взяла на себя Софья Сафонова. Лепка кукольных голов, эскизная работа, оформление книги – на это ушло полгода. Все участники кропотливо выполняли черновую работу, посколькупластилин – начальный этап работы в технике папье-маше. А дальше – двадцать слоёв бумаги, совмещение двух частей головы, склейка, работа наждачной бумагой, затиркой и прочее. Декорацию – книгу, также делали все вместе во время занятий. Параллельно шла работа над сценарием композиции «Поэт и муза». Девять стихотворений посвятил А.С.Пушкин Анне Олениной, все они написаны в 1828 году, большинство появилось в Приютино. Хронологию создания стихов и хронологию развития чувств, результаты работы над личными дневниковыми записями Анны Олениной, А.С.Пушкина, И.А.Крылова мыстарались бережно и ёмко уместить в текстовый информативно-представительный литературный текст, нужный для защиты нашего «багажа».

Поиск музыкального материала для оформления сценария, подбор произведений композиторов, посещавшихПриютино: М. И. Глинки, А. А. Алябьева, произведений, звучавших на балах Петербурга в тот год – заняло много времени и сил, но невероятно обогатило студийцев духовно. Под звуки классической музыки шли занятия с хореографом студии – Алексеем Сергеевичем Шпилевым.

Работа над костюмами людей и кукол, гримом, париками – сложная и кропотливая, не состоялась бы без огромной помощи костюмера студии – Ирины Викторовны Сафоновой.Ребята изучили языки веера и цветов, которым, оказывается, в совершенстве владел А.С.Пушкин. В дневнике Анны Олениной несколько страниц посвящено расшифровке значения цветов. В канун 8 марта студийцы средней группы оформили необычные «говорящие» поздравительные открытки для своих мам, используя этот образный язык: гербера – тайна, гладиолус – искренность, роза – любовь, и многие другие цветы.

Влада Могильниченко включилась в работу по расшифровке цветочного узора шкатулки в музее-усадьбе Приютино, расшитой бисером. В первый день марта в студиипрошёл великолепный бал весны. Его тематикой стала поэзия А.С.Пушкина. Пушкинский бал – первый тренировочный этап для защиты глобального проекта.

19 апреля в Музее-усадьбе Приютино состоялась защита литературного «багажа» «Поэт и муза». И люди, и куклы очень волновались. Кроме нас, в Приютиноприехали ещё три команды, работающие над данной темой. При появлении кукол парадный зал затих, Книга-усадьба распахнула свои залы и унесла присутствующих в далёкий 1828 год, когда кружились в танце Анна Оленина и Александр Пушкин. Звучали стихи и музыка.

Книга закрылась, куклы ушли «в историю», а на душе было очень хорошо от осознания величины литературного багажа, которым наполнились до краёв за этот год София Петрова, Арина Яремаченко, Екатерина Зайцева, Илья Коптилов, Валерий Плотников, Ольга Матвеева, Влада Могильниченко, София Сафонова.

 

Диана Юрьевна Могильниченко,
художественный руководитель Образцового детского коллектива
«Театральная студия «Люди и куклы»
Фото из архива студии