Бал Весны или Весенние Диониссии
11 Марта 2017
Ежегодно в самые первые мартовские дни, а в этом году – 3 марта, актовый зал Дворца Детского (юношеского) творчества наполняется красотой и радостными голосами. Ежегодно Образцовый детский коллектив «Театральная студия «Люди и куклы» встречает Весну необыкновенно. Сейчас есть популярное слово «квест», а мы празднуем приход весны по-старинке – Балом! Был Сказочный бал Золушки, средневековый бал, Пушкинский бал…
В 2017 учебном году студия работает над проектом «Древняя Греция – от истории – к практике». А как встречали Весну Древние греки? – задались мы вопросом. Конечно же, праздником в честь Диониса – Весенними Дионисиями.
«Мы ввели много разнообразных развлечений для отдохновения души от трудов и забот, из года в год у нас повторяются игры и празднества. Благопристойность домашней обстановки доставляет наслаждение и помогает рассеять заботы повседневной жизни» - Фукидид.
Звучат торжественные звуки музыки и в зал входят дети, неся в руках веточки с зелёными (правда, искусственными) листочками, чаши с цветами, постепенно наполняя зал запахом весны, украшая подножие настоящего трона Зевса с парящим над ним Пегасом. Наконец вышел и сам Зевс в окружении богов и богинь, стукнул о постамент своей эгидой, - и бал начался!
Афины рукоплещут! В Диониса праздник
Хоры в козлиных шкурах слаженных певцов
Под гимны, дифирамбы шумно, звучно, страстно
Для греков нищих хижин, каменных дворцов
Всю свиту бога представляют не напрасно -
Трагедии триумф для Греции готов!
Идут в Афинах "Дионисии великие"!
Акрополь слышен пламенными криками!
Праздничную «начинку» черпали также из истории – книг, Интернета… Ушедшие в лету состязания риториков пришлись по вкусу всем,
«Воздух парит,
Солнце согревает,
Душа парит
И требует Любви,
Обожания, Поклонения.
Природа пробуждается,
Всё расцветает, -
И ты расцветаешь
Вместе с природой!
Птицы строят гнёзда,
Животные ищут себе пару,
Рождается новая жизнь,
Торжество любви и прекрасного!»
И это написала мама спонтанно, за пять отведённых на состязание минут.
«Красноречие – мастер убеждения», - учил великий греческий философ Платон (427-346 г. до н.э.).
У начала риторики стояли артист, танцор и певец, восхищавшие и убеждавшие людей своим искусством. Риторика была триедина. Она была искусством убеждать с помощью слов, и одновременно процессом убеждения, основанном на моральных принципах.
В соответствии с древними традициями риторику делят на пять частей:
1) «Изобретение мыслей»,
2) «Расположение мыслей»,
3) «Украшение мыслей»,
4) «Напоминание»,
5) «Произнесение речи».
Протагор говорил: «Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на голову тем, которые его любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители и учителя радуются, когда ученика делают успехи, а глупцы сердятся, или, может быть, иногда они и не сердятся, так как они недостаточно проницательны».
Нужна ли в современном мире риторика? Пригодятся ли знания, полученные во время Бала по-гречески в школе или на работе? Несомненно, Да!
Ещё один забытый всеми жанр, особенно актуальный весной – пение Дифирамбов!
Это состязание достойно выдержала мужская половина Бала. Три поколения участвовало в состязании. Очень тяжело далось осознание того, что красивые, хвалебные, тёплые слова можно говорить не только своей одной единственной половинке, а всем Женщинам, настоящим и будущим. И затих зал, и подались вперёд слушающие, и раскраснелись ораторы и сама Весна заслушалась откровениям любви!
Дифирамб в Энциклопедическом словаре – греч. dithyrambos - 1) первоначально хоровая культовая песнь в честь бога Диониса. Позднее литературная форма, близкая к гимну и оде (Пиндар, Арион, Шиллер, Гердер). 2) Преувеличенная похвала.
А ещё на Балу мы узнали, что возникло такое славословие в праздничных шествиях, торжествах Древней Греции в честь бога Диониса. Гомер называл Диониса «радостью людей». А согласно мифу – спутники Диониса богини Харита и Эйрена – Обаяние и Мир. Диониса считали сыном Зевса и смертной женщины Семелы. Ревнивая Гера, жена Зевса, коварным советом погубила Семелу: она уговорила её увидеть Зевса в окружении молний и грома, во всём его блеске, «как отца богов и людей». Несчастная Семела погибла. Зевс извлёк нерождённого сына из чрева матери и зашил в своё бедро. Когда ребёнок окреп, Зевс как бы вторично родил малыша. Именно тогда Дионис получил прозвище Дифирамб – дваждырождённый, этим словом стали называть восторженные и озорные песнопения в честь божества.
Ну, какой же праздничный бал без игр? Детская игра из Греции: «Агалмата» - «статуя» понравилась и взрослым, и детям.
Для мам были заготовлены обручи, крутящиеся бесконечно на их талиях, под аплодисменты и полный восторг детей.
Ну, а папы играли в более суровые игры - «Полная чаша – КОТТАБ», танец-игра всех греческих симпосиумов, а также они поучаствовали в состязании сферистов.
Пляска с мячом носила название сферистики, от слова «сфера» - мяч. Ей предавались благородные люди. Она несла свои правила, за которыми следили «судьи, в народ избранные».
«Алкиной повелел Галионту, вдвоём с Лаоданом,
Пляску начать; в ней не мог превосходством никто победить их.
Мяч разноцветный, для них рукодельной Ириною сшитый,
Взяв, Алкиной с молодым Галионтом на ровную площадь
Вышли; закинувши голову, мяч к облакам тёмно-светлым
Бросил один, а другой разбежался и, прянув высоко
Мяч на лету подхватил, до земли не коснувшись ногами »
5 этапов состязания прошли папы с достоинством, если учесть, что до этого ни разу не пробовали данного вида игр в набивной мяч. Названия каждого этапа сопровождались весёлым смехом и взрывами аплодисментов: «Орёл», «В засаде», «Цапля», «Каракатица», «Танцующая ласточка». Папы вспомнили даже службу в армии, пока состязались на мячах!
Дети также приготовили приятные сюрпризы для родителей. Участниками средней группы был показан отрывок из комедии «Всадники» Аристофана, а младшие ребята приготовили озорной номер акробатов с «горящими» сердцами. Старшая группа открыла бал театральной миниатюрой «Суд Париса», в которой участвовал как сам Зевс, так и приближённые к нему боги и богини Гера, Афина, Персефона, Эрида, Деметра, Афродита, Парис, Гефест. Роль Зевса исполнил гость Бала – Шишов О.И., пришедший на бал со своими воспитанниками – участниками театральной студии «Отражение» Всеволожского МАУ ЦКД.
Одежды участников Бала по-Гречески вполне соответствовали духу времени и традициям. Хитоны и туники, сандалии и чешки, золотые тесёмочки на лбу, - и люди вдруг, как по-волшебству, преобразились. Тем более, что на балу были исполнены греческие танцы – «Эммелии» - их танцевала женская половина, — танец, состоящий из патетичных, величественных, благородных движений. «Этот танец передавал чувства богов и героев. Это был даже не танец, а простые ритмические движения, которые должны были исполняться необычайно слаженно всем хором. Движения были несложные — шаги и покачивания. Исполнение эммелий было доступно только людям со свободной и красивой душой».
Танец – игра «Ручеёк» по-гречески также понравилась всем участникам. Бесконечное количество пар выстроились по периметру всего зала и вдохновенно исполняли несложные, но зажигательные движения.
И, конечно же, в конце бала все участники собрались для исполнения самого известного греческого танца «Сиртаки», сплотившего и больших, и малых участников в единый круг весеннего праздника, который… на этом не закончился, потому что родители участвовали ещё и состязании кулинаров. Запах печёных маленьких кексиков и сырных булочек, ватрушек и орешков разносился по всему Дворцу творчества.
Любителей фото ждал сюрприз – можно было сфотографироваться в приготовленных тантамаресках, изображая из себя Геракла или Артемиду, Амура или медузу Горгону.
Известный летописец раннего средневековья Б?да Достопочтенный (7 в.) задался однажды вопросом: с чем сравнить жизнь человеческую?
В голову достопочтенному монаху пришел такой образ: жизнь и душа человеческая подобны малой пташке, которая из холодного мрака внезапно влетает в дверь пиршественной палаты, пролетает ее насквозь и вылетает в другую дверь во тьму внешнюю.
Тот миг, который она находится в тепле и свете зала для пиров, и есть жизнь человеческая.
Мне кажется, Весна в этом году будет ранняя. Мы очень старались встретить её хорошим праздником.
Д.Ю.Могильниченко – художественный руководитель Образцового детского коллектива «Театральная студия «Люди и куклы»