Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»

телефоны:
8(81370) 25129 
8(81370) 29201
8(81370) 38-144 
e – mail: ddut@vsevobr.ru

Техническое творчество

17 Февраля 2016

Кураторы:

Моржинская Ирина Александровна, руководитель отдела техники,
Коробкова Светлана Анатольевна, методист.

Пояснительная записка

На сегодняшний день приоритетами государственной политики в сфере образования становятся поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий.

Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.

В настоящее время, когда осуществляется государственный и социальный заказ на техническое творчество учащихся, перед образовательными организациями нашего региона стоит задача модернизации и расширения деятельности по развитию научно-технического творчества детей и молодежи.

Проект «Техническое творчество» представляет собой документ, позволяющий наиболее оптимально скоординировать усилия педагогического коллектива отдела по реализации образовательного процесса.

Отделом техники накоплен богатый опыт организации работы по таким  видам технического творчества как судомоделирование, «Яхтинг, парусное дело», картинг, автодело, видеотворчество, стрелковое дело. Кроме того, достаточно широко ведется работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Наряду с развитием традиционных видов технического творчества активно развиваются новые направления и формы работы, актуальные для современной молодёжи. В последнее время в связи с массовой компьютеризацией общества получили развитие такие направления технического творчества, как программирование, 3-d моделирование, информатика, мультимедиадизайн, робототехника, современные web-технологии. Эти направления могут получить дополнительный импульс для развития и стать приоритетными в рамках программы развития учреждения.

Вместе с тем необходимо отметить, что в области технического направления обозначились регрессивные процессы, которые обусловлены спецификой данного профиля. Являясь самым ресурсоемким направлением, требующим ритмичных финансовых вложений, дорогостоящего оборудования и инструмента, специально обустроенных помещений и сооружений (картодромов, акваторий, тиров и др.), техническое творчество в последние годы не получало необходимой материальной поддержки и потому оказалось сегодня в очень сложном положении – многие из перечисленных направлений развиваются в образовательных учреждениях усилиями отдельных педагогов-энтузиастов, утрачены такие направления как начальное техническое моделирование, конструирование, ракетомоделирование, автомоделирование, авиамоделирование, радиоэлектроника. Недостаточное внимание уделялось техническим видам спорта, которые являют собой пример синтеза науки, техники и спорта.

Тем не менее, несмотря на указанные сложности, в объединениях технического творчества по всему Всеволожскому району занимается около 1000 учащихся.

В анализируемый период нами отмечалась тенденция увеличения  среди воспитанников в объединениях технического творчества учащихся младшего и среднего школьного возраста. При этом количество учащихся старших классов было достаточно мало и составляло менее ¼ от общего количества учащихся.

В тоже время необходимо отметить, что у участников образовательного процесса сформировался устойчивый спрос на услуги дополнительного образования технического направления, как у детей, так и у их родителей. Наибольшей востребованностью у обучающихся пользуются дополнительные общеразвивающие программы: «Картинг», «Яхтинг, парусное дело», автодело, «Судомодельный спорт», стрелковое дело, киновидеотворчество и другие.

В Концепции дополнительного образования указано, что необходимо развивать наряду с техническими видами спорта, также и военно-прикладные виды спорта. Занятия военно-прикладными видами спорта способствуют подготовке молодёжи к воинской службе и направлены на военно-патриотическое воспитание молодых людей. К прикладным видам спорта относятся военно-спортивные игры, авиационный спорт, парашютный спорт и др.

Сегодняшний ритм жизни требует современного подхода к разработке проекта развития технического творчества, включающую комплекс организационно-педагогических, методических, научно-исследовательских мероприятий, обеспечивающих интеграцию концепций и подходов, создание единых информационных средств и систем мероприятий для учащихся, занимающихся техническим творчеством.

Цель проекта – расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере технического творчества.

Задачи:

  • развитие новых направлений и форм работы в реализации технической направленности, актуальных для современных детей и подростков;
  • развитие предложений и услуг дополнительного образования путем создания новых объединений по информационным технологиям;
  • создание условий для занятия молодежи военно-прикладными видами спорта;
  • повышение результативности образовательной деятельности учащихся через систему соревнований, научно-технических конкурсов и фестивалей;
  • профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
  • разработка дополнительных общеразвивающих программ и образовательных модулей нового поколения, направленных на развитие технического мышления, конструкторских способностей учащихся, формирующих у детей и подростков представления о современном производстве;
  • укрепление и техническое обновление материально-технической базы для занятий техническим творчеством, обеспечение ее соответствия современным требованиям.

Основные направления деятельности

1. Модернизация содержания технического творчества.

  • Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ, разработка новых программ, модулей отвечающих современным требованиям.
  • Организация летних и зимних профильных специализированных смен по направлениям технического творчества: картинг, судомоделизм, автодело, авиамоделирование, робототехника, стрелковое дело и другие, как на базах образовательных организаций, так и с возможностями выхода на профессиональные образовательные организации, промышленные организации и бизнес структуры.

2. Информационно-мотивационное обеспечение развития технического творчества.

  • Популяризация и пропаганда приоритетных направлений технического творчества.
  • Организация и проведение массовых мероприятий (соревнований, конкурсов, фестивалей, олимпиад, спартакиад по техническим видам спорта) с привлечением родителей.
  • Функционирование единого информационного пространства для формирования сообщества детей, молодежи, общественности, интересующихся и занимающихся техническим творчеством в районе, способствующее широкому вовлечению подрастающего поколения в сферу развития технического творчества.
  • Создание открытых серверов информационного сопровождения участников дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих, в том числе, поддержку выбора программ, формирования индивидуальных образовательных траекторий.

3. Совершенствование форм социального партнерства как условия развития технического творчества.

  • Построение устойчивой системы взаимодействия и социального партнерства в процессе организации развивающейся системы технического творчества, с привлечением индивидуальных предпринимателей для оказания финансовой поддержки технических видов.

4. Совершенствование материально-технического обеспечения развития технического творчества.

  • Создание современного центра технического творчества, с широким спектром реализуемых направлений оснащенного специализированными помещениями и оборудованием, укрепление и обновление материально-технической базы объединений технического творчества в зависимости от интересов образовательной организации и потребностей района.

Ресурсное обеспечение программы

Методическое обеспечение:

  • составление индивидуальных программ, внедрение современных педагогических технологий, создание учебно-дидактических материалов, разработка контрольно-диагностических материалов;
  • разработка программ факультативных, профильных и элективных курсов;
  • поиск новых направлений и форм работы технической направленности;
  • поиск, разработка и апробация диагностических методик, тестов на выявление уровня освоения программ.

Кадровое обеспечение:

  • поиск и привлечение новых специалистов в целях освоения новых перспективных направлений технического творчества по заявкам детей и родителей;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования путем совершенствования методической работы, систематического повышения их квалификации, обмен опытом работы.

Материально-техническое обеспечение:

  • использование возможностей материально-технической базы образовательных организаций Всеволожского района;
  • приобретение необходимого оборудования и техники для оснащения образовательной деятельности детских объединений отдела;
  • совершенствование материально-технической базы для проведения занятий:
  • трасса для картинга;
  • автогородок: фигурное вождение велосипеда и изучения правил дорожного движения;
  • создание и оснащение мини-бассейна для судомоделистов;
  • тир для развития стрелкового спорта.

Ожидаемые результаты:

  • успешное функционирование перспективных детских объединений технического творчества;
  • расширение спектра дополнительных общеразвивающих программ по техническому творчеству;
  • увеличения числа учащихся, занимающихся по программам технической направленности;
  • освоение учащимися новых перспективных направлений технического творчества, обеспечивающих их личностное и профессиональное самоопределение;
  • развитие новых форм востребованного интеллектуального и практико-ориентированного обучения по программам;
  • сформированная система выявления, поддержки и развития детской одаренности в сфере технического творчества, основанная на взаимодействии организаций общего, дополнительного и профессионального образования;
  • вовлеченность и результативность участия в районных, областных, всероссийских и международных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях технической направленности;
  • расширение и укрепление системы взаимодействия, социального партнерства и  форм сотрудничества с образовательными организациями, учреждениями профессионального образования и предприятиями технической направленности.
  • обновление, укрепление имеющейся материально-технической базы для технического творчества, оснащение детских объединений современным оборудованием.