Мой край, моя родина
13 Февраля 2016
Кураторы:
Захарова Светлана Петровна, руководитель эколого-биологического отдела;
Фомина Лариса Алексеевна, методист;
Сидорова Елена Петровна, педагог-организатор.
Пояснительная записка
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся происходит наиболее эффективно, если в учебном процессе важное место отводится научному эксперименту, учебному исследованию, что реально осуществимо в условиях дополнительного образования.
Интегративный характер проекта предполагает объединение естественнонаучного и краеведческого образования, а также формирование таких качеств учащихся, которые делают его экологически культурным, знающим историю своего края, гражданином и патриотом, вовлеченным в природоохранную, поисково-исследовательскую, музейную деятельность, а также экологический туризм.
Основу проекта составляют программы, связанные с исследовательской деятельностью учащихся в области естественных наук («Волшебница Флора», «За страницами учебника биологии», «Знатоки природы», «Школа наук», «Природа и творчество», «Как прекрасен этот мир», «Планета Земля» и др.). Каждая из них способствует приобщению учащихся к миру природы, формированию их экологической грамотности, развитию интереса к научной деятельности и исследовательских навыков в области биологии, химии, математики, физики.
Второй блок программ проекта «Мой край, моя родина» связан с туристско-краеведческой направленностью: «Спортивный туризм», «Спортивный туризм – туристские маршруты», «Школьный музей: взгляд из прошлого в будущее», «Моя Родина – Невская Дубровка». Первые две программы развивают личностные качества и двигательную активность учащихся через вовлечение их в спортивно-туристскую деятельность: большие физические нагрузки в совокупности с пребыванием в условиях природной среды хорошо влияет на формирование познавательной и эмоциональной сферы человека. Краеведческие программы способствуют развитию у детей гражданственности и патриотизма.
В современном обществе постепенно укрепляется тенденция понимания российского патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития страны. В то же время в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (от 30 декабря 2015 года) отмечается, что сегодня в общественном сознании наблюдается снижение роли патриотизма как ценностно-смыслового ядра развития личности, семьи, социума и государства, что существенно замедляет темпы инновационного развития российского общества. Только при условии интеграции и консолидации социального, культурного и воспитательного потенциалов регионов и страны в целом возможно полноценное патриотическое воспитание подрастающего поколения. При инновационных подходах должны быть созданы возможности молодым людям выбирать своё будущее, связывать его с перспективами страны, образами малой родины и России, в её прошлом, настоящем и будущем.
В условиях модернизации страны патриотизм в структуре ценностей российского общества и государственной политики занимает одно из приоритетных положений, а патриотическое воспитание выступает духовной и социокультурной основой развития России.
Приобщение к природе, культуре, истории и традициям малой родины, что определено целями и задачами проекта, поможет детям и подросткам, молодым гражданам России, связать свое будущее с перспективами развития страны и региона проживания. Малая родина – это, прежде всего, люди, которые окружают ребенка (семья, школьный коллектив, педагоги, друзья, соседи), их отношения; природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения; культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории. В основу концепции воспитания в Ленинградской области (от 16 ноября 2015 г. N 2871-р) положена идея развития у школьников чувства патриотизма, что позволит создать уникальную ситуацию воспитания гражданина и патриота России, чей патриотизм основан на глубинных корнях любви к своей малой родине.
Цель – формирование гражданской и национальной идентичности учащихся через познание родного края и страны: природы, традиций, истории.
Задачи:
- осуществление доступности дополнительного образования через расширение спектра общеразвивающих программ естественнонаучной и туристско-краеведческой направленности;
- использование образовательного потенциала дополнительного образования для углубления знаний в предметных областях: биология, химия, история, обществознание, экология;
- гражданское и патриотическое воспитание учащихся путём вовлечения их в природоохранную, поисково-исследовательскую деятельность и экологический туризм;
- воспитание экологической культуры учащихся как единства экологического знания, мышления, культуры чувств и оправданного поведения посредством практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой;
- использование педагогических средств музейной деятельности как ресурса мотивации личности учащихся к познанию, творчеству, социальной активности;
- объединение образовательного потенциала дополнительного образования в совместной деятельности с семьёй, общественностью;
- развитие сетевого взаимодействия для использования материально-технических, кадровых и научно-методических ресурсов социальных партнеров (общеобразовательных учреждений, учреждений культуры и спорта, общественных организаций и др.) при организации культурно-массовых и конкурсных мероприятий.
Основные направления деятельности
- Расширение спектра и вариативности программ разного уровня и содержания:
- комплексные программы: музейной деятельности, эколого-биологического направления;
- авторская программа «Летопись Невской Дубровки»;
- краткосрочные досуговые программы мероприятий ЭБО;
- краткосрочные образовательные программы эколого-биологических дисциплин;
- циклогодичная программа « Наш Зоопарк».
- Обобщение опыта природоохранной и исследовательской деятельности как педагогического комплекса воспитания личности, включающего деятельность экологического клуба «Росток», тематических занятий по экологии и естествознанию, экспедиционные походы.
- Обобщение и представление на авторство программных материалов музейно-краеведческой поисковой деятельности по программе «Летопись Невской Дубровки».
- Активизация работы с семьёй с использованием вариативных форм и методов совместной деятельности детей и родителей.
- Расширение работы по проведению природоохранных акций на территории Всеволожского района.
- Участие в работе профильных лагерей юных экологов-краеведов.
- Работа по эколого-краеведческому просвещению родителей, населения, привлечение их к конкретной природоохранной деятельности.
- Организация эколого-краеведческих экспедиций с целью сбора материала для написания исследовательских работ.
- Координация и развитие школьных музеев района.
- Обновление работы школьных музеев путём внедрения в практику работы ИКТ-технологий, современных форм музейной деятельности.
- Сбор, изучение, экспонирование, пропаганда музейного материла, исследовательская деятельность учащихся.
- Документирование собранного музейного материала в ходе его отбора и комплектования, качественное оформление.
- Подбор и оформление материалов для создания музея истории деятельности детских и молодёжных организаций ДДЮТ, города Всеволожска и Всеволожского района.
Ресурсное обеспечение программы
Методическое обеспечение
- Раширение спектра общеразвивающих программ естественнонаучной и туристско-краеведческой направленности;
- использование педагогических и методических средств музейной деятельности как ресурса мотивации личности учащихся к познанию, творчеству, социальной активности;
- обновление работы школьных музеев путём внедрения в практику работы ИКТ-технологий, современных форм музейной деятельности.
Материально-техническое обеспечение
Развитие и укрепление сотрудничества при организации и проведении массовых мероприятий для улучшения координации деятельности и использования материально-технических ресурсов социальных партнеров (общеобразовательных учреждений, учреждений культуры и спорта, общественных организаций и др.).
Кадровое обеспечение
Пивлечение в образовательный процесс специалистов, чья профессиональная деятельность связана с естественнонаучной и туристско-краеведческой направленностью;
Ожидаемые результаты
- Успешная реализация общеразвивающих программ естественнонаучной и туристско-краеведческой направленности;
- эколого-краеведческие экспедиции с целью сбора материала для написания поисково-исследовательских работ;
- осуществление природоохранной, поисково-исследовательской деятельности и экологический туризм;
- документирование собранного музейного материала;
- оформление материалов для создания музея истории деятельности детских и молодёжных организаций ДДЮТ, города Всеволожска и Всеволожского района.