Грани творчества
15 Февраля 2016
Кураторы:
Фокина Наталья Алексеевна, руководитель отдела художественного творчества;
Бахвалова Ирина Викторовна, руководитель музыкально-хорового отдела;
Кириллова Виктория Александровна, руководитель отдела декоративно-прикладного творчества;
Октябрева Лидия Владимировна, руководитель Морозовского отдела детского творчества.
Пояснительная записка
Современная социокультурная ситуация в России характеризуется качественными изменениями национальных приоритетов и ценностей в общественном сознании, что не могло не затронуть сферу образования. В соответствии с модернизацией общего и дополнительного образования инновационный путь развития – это тот способ, который позволит России стать конкурентным государством в мировом пространстве XXI века. Важную роль в процессе формирования общекультурных компетенций учащихся играет приобщение их к творчеству. Сегодня образование ориентируется на развитие личности и креативных способностей учащегося.
Проект «Грани творчества» предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного освоения окружающего мира, познакомиться с непреходящими ценностями культуры, перенять духовный опыт поколений.
Применение деятельностного подхода в реализации проекта поможет учащимся выстраивать целостную картину мира, принимать творческие решения в нестандартных жизненных ситуациях, формировать духовные и нравственные качества личности. Проект ориентирован на художественно-эстетическое развитие не только в аспекте приобщения учащихся к творчеству на учебных занятиях, но и через их социально значимую деятельность в составе постоянных и временных творческих проектных коллективов.
Проект представлен широким спектром дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности, созданных при участии трех отделов ДДЮТ: отдела художественного творчества, музыкально-хорового отдела и отдела декоративно-прикладного творчества.
В рамках проекта предполагается развитие перспективных художественно-эстетических направлений: академического и эстрадного пения, фольклора, музыкального театра, моделирования одежды, дизайна, хореографии, бальных танцев, кукольного театра.
Проект направлен на интегрирование творчески одаренных детей в социокультурное пространство, приобщение к искусству большого количества детей, обеспечение открытости учреждения дополнительного образования социуму.
Проект будет способствовать формированию индивидуальной образовательной траектории и персонального пространства творческой личности.
Цель проекта – создание условий, способствующих духовно-нравственному развитию детей и подростков посредством художественного творчества, в соответствии с социальными нормами, ценностями, традициями и региональным своеобразием культурно-образовательной среды.
Задачи:
- расширение спектра и вариативности дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности;
- развитие перспективных направлений художественного творчества: академическое и эстрадное пение, фольклор, музыкальный театр, моделирование одежды, дизайн, хореография, бальные танцы, кукольный театр;
- создание условий для духовно-нравственного развития детей, осознанности себя частью историко-культурной общности российского народа;
- разработка проектов интеграции разных видов деятельности художественного творчества;
- обеспечение доступности получения качественного образования в разнообразных направлениях художественного творчества разными категориями детей и взрослых;
- приобщение семьи к процессу воспитательной деятельности в рамках детских объединений, восстанавливая связь поколений (восприятие социализации как непрерывного процесса жизнедеятельности человека);
- обеспечение эффективности дополнительного образования в области художественного воспитания на основе интеграции возможностей образовательного и культурного пространства района, привлечения родителей и общественности.
Основные направления деятельности
- Использование современных технологий при обучении в области художественного творчества.
- Разработка разноуровневых программ: ознакомительных, базовых, углубленных, краткосрочных, интегративных, программ обучения для взрослых.
- Активное привлечение учащихся среднего и старшего возраста через создание новых жанровых коллективов для подростков.
- Использование вариативности воспитательных систем и образовательного потенциала досуговых мероприятий, которые позволяют детям активизировать процессы саморазвития и самовоспитания.
- Изучение истории мировой и отечественной культуры, народного творчества, как важного направления нравственного воспитания учащихся.
- Создание условий для развития творческой инновационной деятельности педагогов дополнительного образования и учащихся.
- Объединение разных направлений художественной деятельности в реализации интеграционных программ, проектов, мероприятий.
- Позитивная социализация детей и подростков путем реализации социальных проектов.
- Использование новых организационных форм (клуб, лаборатории, мастер-классы и т.д.) с привлечением родителей учащихся с целью организации диалога поколений и объединения разных культур.
- Изучение интересов запросов детей и подростков и их родителей.
- Повышение качества дополнительного образования путем создания эффективной системы мониторинга (с учетом отслеживания динамики удовлетворенности родителями качеством реализацией программ и результативности участия в конкурсных мероприятиях).
- Пропаганда творческой деятельности детских объединений в СМИ.
- Расширение системы сотрудничества образовательных учреждений, учреждений других ведомств при организации и проведении мероприятий.
Ресурсное обеспечение программы
Методическое обеспечение:
- разработка вариативных и разноуровневых общеразвивающих программ художественной направленности: ознакомительных, базовых, углубленных, краткосрочных, интегративных, программ обучения для взрослых;
- разработка положений о проведении фестивалей и других творческих мероприятий с участием детских объединений;
- разработка УМК образовательного процесса: методические рекомендации, пособия, художественные сборники;
- разработка методических материалов, рекламирующих деятельность детских объединений (буклеты, реклама и т.д.) и обобщающих опыт работы педагогов, в том числе их инновационную деятельность.
Кадровое обеспечение:
- поиск и привлечение новых специалистов в целях освоения перспективных направлений художественного творчества;
- совершенствование профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования через систематическое повышение их квалификации, обмен опытом работы.
Материально-техническое обеспечение:
- использование возможностей материально-технической базы образовательных организаций Всеволожского района;
- развитие инфраструктуры для полноценной реализации программ художественного творчества;
- приобретение необходимого оборудования для оснащения образовательной деятельности детских объединений отделов художественной направленности;
- создание студии звукозаписи;
- техническое оснащение для проведения массовых мероприятий;
- совершенствование материально-технической базы, необходимой для реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
- расширение спектра и вариативности дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности;
- повышение уровня духовно-нравственного развития детей, осознанности себя частью историко-культурной общности российского народа;
- обеспечение доступности получения качественного образования в разнообразных направлениях художественного творчества разными категориями детей и взрослых путем использования новых организационных форм;
- освоение учащимися перспективных направлений художественного творчества, обеспечивающих их личностное и профессиональное самоопределение;
- реализация разнообразных проектов: на основе интеграции разных направлений художественного творчества, социальных, духовно-нравственных, совместных с учителями школ, детско-родительских;
- стимулирование художественными средствами творческого роста и духовного саморазвития личности подростка;
- повышение качества художественного образования на основе интеграции возможностей образовательного и культурного пространства района, привлечения родителей и общественности.