Совершенствование системы управления
21 Февраля 2016
Кураторы:
Майоров Евгений Игоревич, директор ДДЮТ,
Панкрева Анна Анатольевна, заместитель директора ДДЮТ по УВР.
Пояснительная записка
В настоящее время ДДЮТ – крупнейшее учреждение дополнительного образования, где обучается более 6000 детей со всего района. Однако такого результата удалось добиться даже без необходимой инфраструктуры. Не имея необходимого количества собственных помещений для организации образовательной деятельности, руководство ДДЮТ нашло взаимодействие с общеобразовательными организациями района посредством сетевого взаимодействия. Квалифицированный педагогический персонал сыграл в развитии учреждения одну из самых главных ролей.
В соответствии с процессами модернизации образования меняются требования к компетенциям педагога, реализации его педагогической позиции, связанной с необходимостью осуществлять психологическое и социально-педагогическое сопровождение ребенка, тьюторство. На подходе одно из таких глобальных изменений системы финансирования системы дополнительного образования детей, как введение полноценного подушевого финансирования и системы оценки (расчета) стоимости каждой отдельной дополнительной образовательной программы. Таким образом, необходимо четко и своевременно отреагировать на эти изменения, так как дополнительные образовательные программы ДДЮТ являются достойным инструментом осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительного образования во Всеволожском районе. В 2015 году видоизменено государственное (муниципальное) задание на осуществление образовательной услуги. Особая роль в распределении бюджетных ассигнований отводится как на оказание услуги, так и на финансово-хозяйственное содержание организации.
Модернизация системы дополнительного образования сопровождается проблемами, которые актуальны не только для ДДЮТ, но являются типичными для многих других учреждений системы дополнительного образования. Все труднее стало привлекать для работы молодых педагогов. Наблюдается «старение» и «профессиональное выгорание» педагогического персонала ДДЮТ. Некоторые педагоги переходят в негосударственные организации в целях избежать лишней бюрократической схемы осуществления своей деятельности. В сфере дополнительного образования детей в районе сегодня недостаточно развиты дистанционные формы образования, требуют совершенствования новые образовательные технологии – проектные, исследовательские, профессионально-ориентированные, особенно в области техники, естественных и социальных наук. Наблюдается отсутствие специального программного обеспечения для реализации дополнительных общеразвивающих программ, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей, их информационных и инновационных компетенций. Отсутствуют или находятся в слабо развитом состоянии такие важные и необходимые как регионам, так и стране в целом направления, как 3D-моделирование, прототипирование, программирование, робототехника и т.д., которые требуют серьезных финансовых затрат. Требуется также совершенствование процесса более активного включения дополнительного образования детей в решение задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок молодого поколения. Одним из проблемных направлений остается деятельность учреждения в области естественных наук: малое количество детских объединений данной направленности, устаревшая материально-техническая база, отсутствие нормального лабораторного и полевого оборудования, «физическое» и «моральное» устаревание оборудования музеев. Наблюдается определенный дисбаланс между спросом и предложением услуг в дополнительном образовании: существует как «конкурсный» набор, так и трудности с набором на программы определенных направленностей по причине ряда факторов: доминирования той или иной направленности, наличия слабой инфраструктуры, географического разброса, конкуренции со стороны других организаций.
Остается высокой доля совместителей. Это, конечно, позволяет привлекать к работе с детьми инициативных профессионалов и из профильных сфер (техника, искусство и др.), однако в условиях введения новых механизмов финансирования и оплаты труда сохранить данный подход (как минимум в нынешнем виде) будет сложно. Учреждение столкнулось и с такой важной проблемой, как отсутствие среди ряда педагогических и административных работников мотивации на успех всего учреждения, а не отдельного детского объединения, преобладании в управленческом сообществе патерналистских установок, низком уровне готовности как к институциональным преобразованиям в системе «сверху», так и к проявлению собственной инициативы и активности.
Все эти проблемы заставляют нас – административно-управленческий состав – искать пути их решения. В связи с этим ниже выделены цель и задачи проекта, направленные на решение обозначенных проблем.
Цель проекта – создание условий, обеспечивающих увеличение масштаба и эффективности деятельности, качества услуг и разнообразия ресурсов, предоставляемых учреждением для всестороннего развития подрастающего поколения и формирования у него ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения.
Задачи:
- актуализация нормативно-правового обеспечения деятельности ДДЮТ в соответствии с обновлением базы нормативных документов федерального и регионального уровней в области дополнительного образования;
- развитие инфраструктуры учреждения;
- совершенствование системы управления: улучшение координации деятельности, повышение квалификации управленческих кадров, мотивации на достижение коллективного результата;
- увеличение на уровне района охвата детей, включенных в дополнительное образование, повышение его качества;
- развитие системы образовательного досуга детей и подростков, в том числе в каникулярное время;
- поддержка программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества;
- определение технического (научно-технического), спортивного и туристско-краеведческого направлений как приоритетных в районе;
- привлечение новых партнеров для укрепления статуса учреждения как одного из крупнейших в области и как ресурсного центра по работе с одаренными детьми;
- разработка механизма и введение дополнительных платных услуг, в том числе образовательных.
Основные направления деятельности
- Проведение работы по разработке и корректировке локальных нормативных актов ДДЮТ, отвечающих требованиям настоящих и ожидаемых нормативных документов федерального и регионального уровней с учетом ввода их в действие.
- Совершенствование материально-технической базы учреждения путем: повышения эффективности распределения средств с учетом реализации приоритетных направлений деятельности; привлечения внебюджетных средств через введение дополнительных платных услуг; включения в различные целевые программы, направленные на совершенствование МТБ.
- Введение системы электронного бюджета и представления информации на официальном сайте ДДЮТ.
- Повышение эффективности деятельности ДДЮТ, в том числе путем проведения внутреннего педагогического аудита.
- Осуществление процесса непрерывного повышения квалификации педагогических и управленческих кадров с опорой на требования профессиональных стандартов, в том числе обеспечение запроса педагогического коллектива района на получение знаний в области информационных технологий через отдел «ЦИТ».
- Совершенствование механизма оценки деятельности педагогических работников путем использования эффективного контракта.
- Внедрение механизмов изучения муниципального (регионального) заказа и удовлетворенности его реализацией.
- Совершенствование способов оценки образовательной деятельности ДДЮТ, в том числе регулярное проведение мониторинга удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством и многообразием предоставляемых дополнительных образовательных услуг, определение рейтинга востребованных направлений дополнительного образования путем открытого голосования через портал или анкетирование.
- Увеличение количества договоров сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями района для большего обеспечения детей дополнительным образованием.
- Оптимизация объема и содержания дополнительных общеразвивающих программ с опорой на осуществление контроля соответствия достигнутых результатов деятельности учащихся заявленным на основе диагностики предметных, метапредметных, личностных результатов, особенно для программ со сроком реализации более двух лет.
- Возврат в систему отслеживания и рекламации деятельности ДДЮТ традиционного финального мероприятия-праздника, представляющего деятельность учреждения за прошедший учебный год.
- Развитие сотрудничества с местными, областными СМИ; увеличение количества пресс-центров для охвата всего района, в том числе и во вновь открытых учреждениях; информационное сопровождение внутренней деятельности ДДЮТ, в том числе переход на новую актуальную платформу официального сайта ДДЮТ.
- Создание музея ДДЮТ (информационных стендов), представляющего историю становления и развития дополнительного образования в районе.
- Совершенствование программно-методического и ресурсного обеспечения дополнительных общеразвивающих программ и мероприятий, направленных на поддержку групп детей, требующих особого внимания государства и общества и организацию досуга учащихся в каникулярное время.
- Развитие материально-технической базы для реализации программ и организации мероприятий технического, спортивного и туристско-краеведческого профиля, в том числе за счет привлечения внебюджетных средств.
- Расширение сетевого взаимодействия для повышения качества функционирования ДДЮТ как районного ресурсного центра по работе с одаренными детьми.
- Совершенствование механизмов финансово-экономической деятельности ДДЮТ (разработка алгоритма расчета стоимости каждой дополнительной общеразвивающей программы, оплаты труда педагогических кадров, механизмов привлечения внебюджетных средств и условий оказания услуг, как на бесплатной, так и на платной основе).
Ресурсное обеспечение программы
Методическое обеспечение:
- локальные нормативные акты, соответствующие современным требованиям законодательства Российской Федерации;
- мониторинг востребованности и оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых ДДЮТ;
- система диагностики реализации освоения дополнительных общеразвивающих программ с учетом предметных, метапредметных и личностных результатов;
- разработка алгоритма расчета стоимости каждой дополнительной общеразвивающей программы.
Кадровое обеспечение:
- поиск и привлечение новых специалистов в целях освоения перспективных направлений;
- усиление профессиональной и педагогической подготовленности педагогов дополнительного образования путем совершенствования методической работы, систематического повышения их квалификации, обмена опытом работы;
- стимулирование перспективных педагогических работников путем оптимизации использования эффективного контракта.
Материально-техническое обеспечение:
- использование возможностей материально-технических баз образовательных организаций, учреждений культуры и спорта Всеволожского района;
- приобретение необходимого оборудования и техники для оснащения образовательной деятельности приоритетных направлений: технического творчества, туристско-краеведческого и спортивного профиля;
- совершенствование материально-технической базы учреждения за счет средств, полученных в результате внедрения дополнительных платных услуг.
Ожидаемые результаты:
- сохранение у ДДЮТ статуса одного из самых крупных учреждений дополнительного образования в Ленинградской области;
- полное соответствие нормативно-правовой базы учреждения требованиям федерального законодательства;
- наличие инфраструктуры, необходимой для осуществления образовательной деятельности, соответствующей современным стандартам качества дополнительного образования;
- увеличение охвата контингента детей;
- система мониторинга оценки востребованности и качества реализации дополнительных общеразвивающих программ;
- повышение эффективности деятельности на основе проведения внутреннего аудита и разработки алгоритма расчета стоимости дополнительных общеразвивающих программ и мероприятий;
- совершенствование функционирования ДДЮТ как ресурсного центра по работе с одаренными детьми;
- повышение разноплановости и качества работы, организуемой для детей и подростков в летний период;
- эффективное сетевое взаимодействие и конструктивное сотрудничество с социальными партнерами на разных уровнях при осуществлении образовательного процесса, организации и проведении мероприятий и образовательных событий;
- создание музея ДДЮТ, направленного на представление его достижений, истории становления и развития дополнительного образования в районе, а также экспозиций детских работ разного характера;
- достижение количества платных образовательных услуг от общего количества осуществляемых образовательных услуг в размере, который будет соответствовать целевым показателям нормативно-правовых документов федерального и областного значения;
- наличие материально-технической базы, необходимой для реализации программы развития ДДЮТ на 2016-2020 годы, за счет активного привлечения внебюджетных средств, в том числе с учетом обеспечения образовательной деятельности по приоритетным направлениям: техническому, спортивному и туристско-краеведческому.